Миссия компании – один из самых сложных текстов для написания. С одной стороны, это серьезный программный документ, демонстрирующий вектор развития компании, в том числе, и в духовном смысле. С другой стороны, не всегда понятно, что именно писать в этом тексте и нужно ли вообще формулировать миссию?
Основные ошибки в миссиях компаний
Основные ошибки при написании миссий:
А нужна ли миссия? Миссия – она как УТП (уникальное торговое предложение). Конечно, лучше, когда она есть – ясная, красивая, четко структурированная, но можно работать и без нее, выполняя свою работу «на пять» и предоставляя отличные услуги. Иначе говоря, не стоит писать «Миссию» просто, «шобы було» или потому, что она есть на сайте конкурентов. Особенно если ваша фирма пока – не транснациональная корпорация.
Чем вы вообще занимаетесь? Из текста миссии абсолютно непонятно, чем компания занимается. Так нельзя. Должна быть некая вводная. Хотя бы потому, что существуют шансы, пусть и минимальные, что потенциальный клиент откроет ваш сайт именно на странице с «Миссией».
Миссия слишком абстрактна и пафосна. В миссии априори предполагается некая абстрактность и толика пафоса, но всему должны быть пределы. «Мы внедряем инновационные ИТ-технологии». Какие технологии? Куда именно внедряете? Какую пользу они приносят? «Мы за все хорошее против всего плохого». Здорово, но решайте конкретные проблемы конкретных людей. Накормите их (как «Крошка-картошка») или продайте хорошие мобильники (как «Нокиа»).
Мы хотим бабла! Не надо писать, что цель вашей компании – прибыль. Это и так очевидно, если вы не благотворительный фонд. И не надо уподобляться иллюминатам и заявлять, что ваша миссия – полный контроль над пространством и временем. Вас могут неправильно понять.
Мы хотим быть лучшими! Не заявляйте, что хотите быть лучшими. Это звучит чуть-чуть по-детски. В крайнем случае можно написать что-то вроде: «Наша цель – активное продвижение на российском и международных рынках. Уверены, мы добьемся лидирующих позиций благодаря высочайшему качеству наших товаров (услуг)».
Политика. Если у вас не политическая партия право-либерального толка, не нужно делать в миссии громких заявлений вроде «Мы здесь, чтобы превратить отсталую Рашку в цивилизованную страну». Вообще не надо делать в миссии политических заявлений. Вы можете оттолкнуть покупателей, чьи мнения о политике не совпадают с вашими.
Заглавные Буквы. Некоторые миссии включают множество слов, написанных с заглавных букв. Я Думаю, это Плохая Калька с Английского. С больших букв допустимо писать слова Клиент и Компания (возможно), но остальное – лишнее. Кроме того, когда вы пишете с больших букв слова типа Корпоративный Дух или Сплоченность, подспудно зреет ощущение, что с Вами Будет Трудно Работать.
Маркетинговые исследования. Некоторые компании зачем-то включают в миссию свои бизнес-планы, глубокие маркетинговые исследования, кредитную политику, планы на открытие филиалов и т.п. Это интересно руководителям и сотрудникам, но вряд ли – широкой аудитории. Если эти данные жизненно необходимо придать публичной огласке, лучше разместить их в отдельном разделе «Стратегия и развитие».
Целевая аудитория и стилистика. Миссия «Газпрома» предполагает корпоративные штампы и канцелярит. Если вы – модный стартап, продаете детские игрушки или вкусные десерты, возможно, стоит быть менее формальными, но без фамильярности. И лучше, когда миссия написана достаточно простым, живым языком, даже если предназначена для партнеров B2B. Я не уверена, что все до конца понимают, что такое, к примеру, «диверсификация инвестиций».
И еще. Не нужно путать текст «Нашей миссии» с текстами «О компании» и с «Нашими преимуществами». Текст «О компании» должен содержать историю фирмы, основные вехи ее пути, достижения, планы на будущее. «Преимущества» – продающий текст, где вы должны доказать, желательно с цифрами и фактами, что лучше других. По крайней мере, достойны сотрудничества.
Структура миссии компании
Практически миссия компании редко состоит из одного абзаца (хотя бы потому, что надо чем-то заполнить эту страницу). На практике во многих случаях она подразделяется на несколько сегментов:
Продукты/услуги. Важно сформулировать их добавочную ценность впридачу к сугубо прагматической функции – интеллектуальную, эмоциональную, духовную. Вы не просто продаете туристам туры, вы продаете им безопасность, комфорт, отличное настроение и заботу – даже если у них нет страховки. Например:
Наша миссия – предоставить вам комфортный, безопасный, насыщенный отдых по бюджетным расценкам. Наши операторы, диспетчеры, водители гиды неустанно работают – чтобы вы могли отдыхать.
Инновации/верность традициям. Для инновационных товаров – инновации. Для традиционных продуктов – традиции.
Сотрудники. Писать о «сплоченном коллективе единомышленников» – это перебор. То, что работают профессионалы, неустанно повышающие квалификацию – можно. И еще неплохо упомянуть, что компания заботится о них, выплачивая достойные з/п и поощряя инициативу. Потому что инициативные, довольные сотрудники – это хорошо для клиентов.
Клиенты. Краеугольный камень любого бизнеса. Напишите, что вы гордитесь сотрудничеством, что рады, когда они рекомендуют вас друзьям и знакомым, что вы всегда готовы помочь решать их проблемы и воплощать их мечты.
Акционеры/партнеры. Честность, доверие, прозрачность, готовность идти на разумные компромиссы, выплата дивидендов, стабильный доход.
Благотворительность и социальная ответственность. Участие в благотворительных фондах, выполнение обязательств перед государством, создание новых рабочих мест, способствование процветанию и социальной стабильности Родины.
Экология. Наши сотрудники регулярно сдают металлолом и макулатуру. Мы внедрили электронный документооборот, чтобы сократить ущерб природе. Машины в нашем парке оснащены только двигателями стандартов Евро-5 и Евро-6.
«Наши ценности». Этот раздел нередко полон, скажем прямо, ахинеи вроде Вдохновения, Духа Предпринимательства, Широты Взглядов и т.п. На самом деле у хорошей компании может быть только две ценности (помимо материальных): клиенты и сотрудники. И еще – руководство, которое потратит некоторое время, формулируя миссию своей компании.