Написать новость, которую дочитают — не так просто. Надо уметь правильно составить структуру, придумать заголовок, создать красивый текст. Существует две главные проблемы для новостей, которые пишут непрофессионально. Первая — ее не хотят читать из-за коряво составленного заголовка, второе — ее начинают читать, но тут же бросают из-за проблем с самим текстом. В нашей статье расскажем, как правильно писать новости.
4 составляющих отличной новости
Чтобы создавать новостной материал, необходимо обращать внимание на 4 аспекта:
- Структуру.
- Заголовок.
- Первый абзац.
- Тело новости.
Разберем подробней правила написания каждой части.
Структура новости
При составлении должен использоваться принцип перевернутой пирамиды. Вообще, он должен применяться практически всегда, при написании любых текстов, но для новостей это особенно важно. Его суть — основная информация размещается в самом начале, в первом абзаце, затем идет расшифровка, уточнение того, что было указано в начале и в конце делаются выводы, заключение. Если человек дочитал новость до финальной части, то она написана правильно, имеет оптимальную структуру.
Важно также разбивать текст новости на абзацы, включать списки, чтобы она не выглядела полотном, которое вызывает неприятие — даже если информация преподнесена интересно.
Как писать новости — составление заголовка
Если вы еще не знаете, как писать новости правильно, то обратите внимание, что заголовок лучше придумать после написания лид-абзаца. Тогда у вас в голове уже есть четко сформулированная суть новости или, в случае написания новостного текста для рекламы компании, вы уже понимаете основные выгоды. То есть, составить правильный заголовок будет намного проще.
Есть несколько типов заголовков:
- Стандартный.
- Заголовок-интрига.
- Заголовок-вопрос.
- Заголовок-комментарий.
Разберемся подробней с каждым, приведем примеры.
Стандартный заголовок
Его используют солидные новостные издания, деловые и корпоративные сайты, которые читает серьезная постоянная публика. Им неприятна желтизна, интриги. Стандартный заголовок также пишется в случае, если новость сама по себе интересна и нет смысла интриговать читателя дальше.
Пример заголовка без интриги: «Курс доллара вырос до Х рублей». Вся информация отражена в заголовке, но большинство зайдет почитать подробности — объем торгов, максимальные и минимальные значения за день и т.д. Это интересно аудитории, которая интересуется ходом торгов и специально заходит на ресурс, чтобы узнать подробности.
Заголовок-интрига
Он содержит недосказанность, которая вызывает желание открыть новость, прочитать текст дальше, узнать, чем закончилось событие. Пример: «Избран новый канцлер Германии». В таком заголовке не пишется фамилия политика, поэтому большинство людей перейдет в новость, и прочитает ее, чтобы узнать имя канцлера. Еще один пример: «Три банка лишили лицензии», что это за банки можно узнать, только если зайти и прочитать новость дальше.
Заголовок-вопрос
Такие заголовки хорошо повышают процент прочтения основного текста, но не стоит ими злоупотреблять. Если несколько заголовков подряд идет с вопросом, то это выглядит как минимум странно. Пример: «В городе N проходят забастовки. Что говорят эксперты?».
Заголовок-комментарий
Такие заголовки хорошо заходят при публикации материала про конкретное лицо, известное всей стране или какому-то определенному кругу. Для этого из текста выбирается наиболее интересный, по мнению копирайтера, момент, который должен заинтриговать публику. Часто это даже не сказанная фраза, а предложение, в котором собрана краткая суть из всего абзаца.
Например: Криштиану Рональду «Я собираюсь заканчивать карьеру!». Хотя в интервью он просто говорит о том, что собирается заканчивать карьеру тогда, когда почувствует усталость. Но несколько измененный заголовок интригует читателя, он думает, что в тексте озвучивается конкретная дата и переходит для прочтения новости.
Первый абзац (лид)
Самая распространенная ошибка для копирайтера при написании новости — отсутствие или неправильное написание первого (лид) абзаца. То есть, человек видит новость и даже заходит, чтобы ее прочитать, но невнятный первый абзац отбивает у него всякое желание. Перечислим основное, что важно знать при написании лид-абзаца:
- Он должен состоять максимум из 2 предложений, в них отражается основная суть всей новости.
- При написании рекламной новости от компании в первом абзаце нужно кратко описать основные выгоды для покупателя.
- Избегайте абстрактного описания: в начале текста ни в коем случае не должно быть воды, иначе он в 9 из 10 случаев будет закрыт.
Не пишите в лид абзаце подробностей, начало должно заинтриговать читателя, тогда он продолжит просматривать текст дальше.
То есть, если в начале текста будет написано что-то вроде: «Каждый человек часто задумывается о том, как хорошо можно было бы жить на Марсе, если …», то с почти стопроцентной вероятностью он бросит читать. По исследованиям — для чтения заголовка и первого абзаца человек тратит не более 5 секунд и если он за это время не находит для себя ничего интересного, то уходит со страницы.
Тело новости
Итак, мы надеемся, что вы уже примерно поняли, как писать новости для сайта, чтобы на них перешли и начали читать. Но ведь нам нужно, чтобы информация была дочитана до конца, не правда ли? А для этого надо правильно написать тело текста. Рекомендации здесь однозначные — в основном тексте не должно быть воды, совсем. Он должен быть разбавлен цифрами, конкретными фактами. Новость не должна быть большой, оптимальный размер — 1000—1500 знаков. Такого объема обычно достаточно, чтобы раскрыть суть.
Писать новости, на которые переходят и дочитывают до конца — не так просто. Но при соблюдении приведенных нами правил, а также при наличии опыта и писательского таланта вы вполне сможете обеспечивать соответствующие ресурсы не только разовыми новостными текстами, но и добиться регулярного сотрудничества. Успехов!