Что такое сторителлинг: создание легенды бренда

Сторителлинг в буквальном переводе с английского означает «рассказывание историй». Однако это не банальные байки у костра, а истории, способствующие созданию положительной репутации предприятия, бизнесмена или отдельного продукта. Основные принципы сторителлинга такие же, как и у хорошего рассказа: интрига, литературность, некая мораль. Оформляться он может в виде презентаций, роликов или текстов. Рассмотрим одно из популярнейших направлений сторителлинга – сторителлинг компаний.

Вехи пути

В начале рассказа о компании неплохо обозначить основные вехи ее развития. Возьмем для примера гипотетическую компанию «Ячменное зерно»:

  • в 1516 г. Джон Ячменное Зерно I открыл маленький паб в Абердине, где подавал виски по старинному рецепту своей семьи, которое сразу стало пользоваться невероятной популярностью по всей Шотландии;
  • в 1721 г. Джон Ячменное Зерно V догадался добавлять в виски вересковый мед и отвар репейника и получил патент на свое виски «Ячменное зерно»;
  • в 1889 г. королева Виктория, находившаяся с визитом в Шотландии, попробовала «Ячменное Зерно» и немедленно произвела Джона Ячменное Зерно VIII в кавалеры ордена Подвязки, а также сделала эксклюзивным поставщиком ко двору ее Величества;
  • и т.п.

В зависимости от объема и стилистики оформлять эти данные можно списком или абзацами. Суть дела в том, что до какого-то момента бизнес развивался отлично (или ни шатко ни валко), и тут начались проблемы.

Поражения и триумфы

История каждой компании – это череда взлетов и падений, причиной которых чаще всего становится неграмотное и недальновидное руководство, а также чрезвычайно эффективные менеджеры, куда больше озабоченные размерами своих «золотых парашютов», чем техническими инновациями, благополучием фирмы или проблемами сотрудников. Но существуют и объективные причины банкротств – войны, глобальные кризисы, удушающая налоговая политика со стороны государства и т.п.

Довольно часто компании испытывают трудности, осваивая новые рынки. Предположим, ввиду падения покупательского спроса в Европе в 1930-х компания «Ячменное зерно» решила выйти на американский рынок. И потерпела полный крах. Итак, что произошло? Версии могут быть следующими: 

  • в Америке царил «сухой закон»;   
  • в офис заявились гангстеры и потребовали непомерную дань;
  • американские реднеки не понимали, зачем им покупать дорогущий импортный виски, когда можно пить дешевый местный самогон;   
  • рынок спиртных напитков оказался переполнен, зато в результате маркетинговых исследований выяснилось, что имеется незанятая ниша на рынке шипучки.

Что дальше? Будучи настоящим лидером и выдающимся бизнесменом, Джон Ячменное Зерно X предпринял смелые и неортодоксальные шаги, которые спасли компанию от неминуемого банкротства:

  • нанял лоббистов, благодаря которым в Вашингтоне отметили сухой закон; 
  • достал свой «Томми-ган» и расстрелял гангстеров;
  • выступил перед реднеками с пламенной речью, заставив их выбросить  на свалку свои самогонные аппараты;
  • всего за 2 месяца адской работы создал безалкогольную шипучку с мятой, которая покорила рынки.

Концепция хорошей истории проста и опробована на протяжении тысячелетий: ЗАВЯЗКА-ПРЕПЯТСТВИЕ (КОНФЛИКТ)-БОРЬБА (РЕШЕНИЕ) – ХЭППИ ЭНД.

Сторителлинг, принципы, четыре кита сторителлинга

Настоящее и будущее

Если ведется рассказ о компании, хорошо бы уделить раздел (или пару абзацев) ее настоящему и будущему. Сначала о настоящем (цифры и факты, если они есть в свободном доступе). Например, настоящее «Ячменного зерна» выглядит довольно неплохо:

На текущий момент «Ячменное зерно» обладает 4 тыс. филиалов по всему миру, в которых работают 50 тыс. сотрудников. В мире каждый год продается 500 мл. бутылок «Ячменного зерна». В чем секрет их успеха? Ответ прост: старинный семейный рецепт, инновационные технологии дистилляции и любовь.

Абзац о будущем может выглядеть так:

Хотя из-за кризиса компании пришлось уволить 9/10 сотрудников и закрыть свои филиалы в штате Кашмир и Патагонии, президент «Ячменного зерна» смотрит в будущее с оптимизмом. Ведь скоро оставшихся рабочих заменят роботы, а эффективных менеджеров – компьютерная программа «Хэл 900», собственная разработка компании.

Неплохо упомянуть, что «Ячменное зерно» каждый год вносит 1 млрд. $ в благотворительные фонды, борющиеся с алкоголизмом, а также за мир во всем мире.

Личный фактор

Всегда к месту будут факты из жизни руководителя компании, представляющие его не только выдающимся бизнесменом, но и простым человеком со своими слабостями и увлечениями, не мешающими ему, однако, бесконечно радеть о своем бизнесе. Если позволяет формат, можно добавить интересные и даже «жареные» факты, которые запомнятся читателям, то есть потенциальным потребителям. Например: 

  • В конце 19 века по Лондону бродили зловещие слухи, что именно Джон Ячменное Зерно IX является Джеком Потрошителем. Сам Джон до конца своих дней не подтверждал, но и не опровергал эти слухи, которые парадоксальным образом способствовали росту популярности продукции компании.
  • В 1940 г. Джон Ячменное Зерно X сочетался браком с графиней фон Шнапс. Это был не только любовный, но и деловой союз, который позволил компании завоевать немецкий рынок с продуктом «Шнапс XXL».
  • После поездки в Китай в 1989 г. и встречи с Далай-ламой Джон Ячменное Зерно XII не только обрел дзен, но и решил добавлять в напитки чудодейственные ягоды годжи для похудения.

Замечательно, если у руководителя есть мужественное или милое хобби: например, охота на носорогов или коллекционирование марок. Борьба с иллюминатами, к примеру, тоже может стать основой сторителлинга, хотя и в отрицательном смысле: достаточно вспомнить удивительную биографию изобретателя леденцов на палочке, конфетного магната Роберта Генри Уэлша мл.

Зачем нужен сторителлинг

Зачем же вообще нужен сторителлинг:

  • вдохновлять покупателей (потребителей), способствуя узнаваемости бренда и продвижению продукта;   
  • вдохновлять сотрудников – наверняка сотрудники предприятия «с историей» относятся к работе более ответственно, чем персонал обычной фирмы;   
  • просто вдохновлять.

Правильный сторителлинг – мощный инструмент позиционирования фирмы, бренда или личности. Как говорил Дейл Карнеги: «Если кто-то боролся (а кто из нас не боролся?), то история его жизни, если правильно ее рассказать, будет интересной. На этот счет не может быть никаких сомнений».

error: Content is protected !!