Написание сценария для игры

Сегодня компьютерные игры перестали быть развлечением для детей и бородатых программистов. В них играют все (или почти все). Они не просто популярны, но способны принести неплохие прибыли. Как же написать сценарий для игры и сколько на нем можно заработать?​

Сценарист игр: кто он?

Такой «академической» профессии как сценарист игр не существует. Во многих случаях их роль выполняют гейм-дизайнеры или программисты. Порой получается отлично, во многих случаях – не ахти, поскольку программисты суровые технари, а для написания закрученного сценария все же нужна некая литературная жилка.​

В крупных компаниях это понимают, потому для разработки сценария нанимают профессиональных писателей и людей с той самой литературной жилкой. Кстати, на Западе их редко называют сценаристами, а называют design narrator – нарративный дизайнер, или же в буквальном переводе – «дизайнер повествования». Или же game story writer – «писатель истории игры». Излишне говорить, что он должен любить игры и в них играть, а также иметь хотя бы основные представления о программировании, игровых механиках, движках, скриптах и дизайне.​

От чего зависит сценарий игры 

Написание сценария игры зависит не только от гения сценариста, но еще и от следующих важнейших факторов:

Бюджет. Bioware может позволить себе тратить на игру бюджет, сопоставимый с бюджетом голливудского блокбастера, но обычно бюджеты, мягко говоря, куда скромней. Неплохим считается бюджет в 100 тыс. долларов. Обычно он еще меньше, причем на порядки! Причем на этот бюджет, скорее, предпочтут нанять дополнительно программиста, но не сценариста.​

Пожелания заказчика. Экспериментировать могут позволить себе независимые разработчики и небольшие студии. Иногда получается лютый вин, чаще – эпичные фейлы. Крупные фирмы не рискуют, а руководствуются коммерческой выгодой. Выстрелил «Мист»? Значит, будут лепить мистоиды. Квесты умерли? Даешь выживалки, ужастики и казуалки.​

Жанр. В крепко колоченных сценариях обычно нуждаются РПГ, адвенчуры (квесты), хорроры, «бродилки». В стратегиях, шутерах, симуляторах, рогаликах, «выживалках», платформерах или аркадах сюжет глубоко вторичен. Кого волнует сюжет «Диаблы»? Какой сюжет может быть у «трехрядки» или тетриса? И к тетрису можно прикрутить драму не хуже, чем в «Гамлете», но нужно ли это, вот в чем вопрос.​

Движок. Бывают разные, например, для игр в 2-d и 3-d, требующие глубоких познаний в программировании и доступные даже для новичков, платные и бесплатные. Среди самых популярных 3-d движков – Unity, Cry Engine Unreal Engine. Лучшие сюжетно игры, какие я видела за последнее время, были сделаны в 2-d на RPG-Maker на движке Ruby Game Scripting System (RGSS). Почему? Потому что там авторам не надо заморачиваться с «графонием» и серьезным программированием и, да, они могут сосредоточиться на сюжетах.​

Механика. Прокачка, статы, билды, ролевая система, партийная или одиночная игра? От первого или третьего лица? Если герой может драться с монстрами, это одна игра. Если он – робкий интеллигент, вынужден убегать и прятаться – другая. Если у него есть особые умения – третья.​

Линейность/нелинейность. В первом случае сюжет развивается по «рельсе». Во втором – предусматриваются сюжетные развилки, альтернативные способы решения квестов, разные концовки, иногда – прохождения за разных персонажей.​

Возрастной рейтинг. Кровь, насилие, секс, размышления о важных социальных вопросах – все это 18+.​

Работа в команде. Подразумевает, что сценарий игры никому не сдался, и его будут править и менять практически бесконечно по субъективным и объективным причинам. А потом выкинут на помойку. Так случилось, к примеру, с «Кингс Баунти: Легенда о Рыцаре», сценарий к которой писал известный фантаст Пехов. К концу разработки 90% его сценария отправилось на выброс. В результате получилась игра с великолепным геймплеем, отличным визуалом и сценарием… который словно бы написал пятиклассник.​ Ну и что? Мы все равно любим «Кингс Баунти», но… немного обидно, что игра могла быть еще лучше.

Что входит в сценарий

Первоначально пишется синопсис – изложенный кратко сюжет игры. «Кратко» – понятие относительное. Это может быть и пять-шесть предложений для инди-хоррора, и пять-шесть страниц, например, для стратегии или «ролевухи». Когда синопсис готов, предстоит расписать подробно и по отдельности:​

  • сеттинг (вселенную игры);
  • lore («лор», от англ. «знания») – историю и сведения о вселенной, начиная от ее сотворения до текущего момента;
  • персонажей;
  • сюжетные линии;
  • возможно, придется нарисовать или постараться внятно описать карту мира и отдельные локации;
  • катсцены (ролики между сценами, вступительные, заключительные либо внутриигровые ролики, сделанные на движке);
  • миссии;
  • квестовые цепочки – оформляются в виде блок-схем;
  • тайминг – расписание событий в игре;
  • диалоги (могут быть разветвленными);
  • фоновые реплики;
  • внутриигровые книги, записки, документы;
  • описания оружия, предметов, умений. 

Все это компонуется во внятный связный сценарий наподобие «нормального» сценария, например, для фильма. Сценарий состоит из эпизодов, разбитых по хронологии, локациям или миссиям. В каждом эпизоде прописываются все возможные варианты развития событий, звуки (музыкальное сопровождение), реплики – от основных до фоновых, для 3-d – освещение.​

На основе сценария уже разрабатывается дизайн-документ (диздок). Содержит все сведения об игре – начиная от интерфейса и механики и заканчивая финансовыми вопросами и графикой. Сценарий в том числе включается в диздок. Иногда сценарии разрабатываются «на коленке» в процессе создания диздока, а не до него.​

Полезный софт для сценаристов игр

Большинство сценаристов используют при работе над игрой банальные Ворд и Excel. Ворд – для написания общей истории, lore, записок и внутриигровых книг, в целом – больших отрывков прозаического текста. В Excel описываются персонажи, квесты и их развилки, диалоги, отдельные сцены. Есть и специальные программы. Одна из них – Celtx (бесплатная). Потренироваться «в полевых условиях» можно в RPG-Maker. Либо в простых конструкторах визуальных новелл типа RenPy.

Цена вопроса

На Западе game story writer получает 40-100 тыс. $ в год. Или же 20 $ в час. В РФ расценки куда скромней – 30-60 тыс. руб. в месяц (зависит от региона). Написание сценария игры под ключ может обойтись в 50-100 тыс. руб. с учетом сложности и масштабов проекта, а также именитости автора.

error: Content is protected !!