Тошнота текста – это показатель, характеризующий содержание в статье определенных слов в процентном отношении. Процент тошноты (еще говорят «тошнотности») вычисляется от общего числа слов в статье (100%), и выражает повторяемость слов. Причем эти слова бывают двух типов:
- Ключевые слова. Это слова (фразы), под которые оптимизируется статья для продвижения в поисковиках. Если таких фраз или слов слишком много, от статьи начинает тошнить не только читателей, но и поисковые системы. Раньше (года до 2012) это работало, и статьи, «нафаршированные» ключевиками, лихо залетали в топы. Но интернет стал цивилизованней, поисковые системы тоже «поумнели», и переизбыток ключевых слов больше не работает, напротив, за такое можно словить серьезные санкции. Вплоть до вылета сайта из поиска насовсем.
- Вообще любые слова, в том числе, стоп-слова и однокоренные. Стоп-слова — это предлоги, союзы, слова-паразиты вроде «данный», «эдакий», «такой» и прочие, которые можно без особых проблем выкинуть из текста. То есть, они необходимы, но злоупотреблять ими, нагоняя объем, не нужно. Не стоит злоупотреблять и однокоренными словами, лучше заменять их синонимами. В идеале никакое слово не должно употребляться в статье слишком часто, иначе всех тоже начнет мутить.
Проверить тошнотность можно на специализированных сервисах. При купле/продаже статей, к примеру, на биржах копирайтинга данный момент автоматизирован. Система вычисляет параметры текста при загрузке его на продажу в магазин статей и среди прочего показывает % тошноты и частоту наиболее употребляемых в тексте слов.
Классическая и академическая тошнота
Всего существует два типа тошнотности текста – академическая и классическая. Академическая тошнота (проще говоря, это количество ключевиков в тексте) вычисляется, как корень квадратный из числа, которым характеризуется частота повторения слова в статье (без учета объема текста).
По общепринятым правилам написания и оптимизации текстов классическая тошнота (наличие ключевиков) не должна превышать 7-9%. Для сложных технических, юридических и медицинских текстов, в которых много специфических терминов, к которым трудно (или невозможно) подобрать синонимы, допустима классическая тошнота до 10%-15%. Если этот параметр больше, то возможно, что поисковые алгоритмы посчитают текст за спам и тогда дальнейшее продвижение окажется под угрозой.
Классическая тошнота выражает естественность документа и вычисляется, как повторение какого-либо слова (любого) к общему объему слов. Желательно, чтобы она была не более 5% (по сервису Адвего SEO). Если говорить в целом, рекомендуется употреблять не более 15-16 одинаковых слов на текст.
Чем лечится тошнотность текста?
Излечить текст от тошноты можно 3-мя способами:
- Подбор синонимов к ключевым словам. При этом сами ключевики трогать и менять не нужно! Синонимы к ним подбираются непосредственно в тексте.
- Увеличение объема текста в разумных пределах. Чем больше текст, тем ниже в нем процент тошноты.
- Перефразирование, очистка текста от слов-паразитов, стоп-слов, замена однокоренных слов синонимами. Это поможет побороть классическую тошноту.
Нечасто, но порой бывает, что ключевиков, напротив, слишком мало (на уровне 4-5% и менее). Тогда их надо добавить и довести до вожделенного числа в 7-9%.
Способы проверки тошноты
Тошнота проверяется онлайн-сервисами (инструментами SEO), коих немало в интернете. Если вы занимаетесь копирайтингом, вам просто необходимо знать эти сервисы для того, чтобы писать качественные тексты:
- Адвего SEO (основной сервис проверки, рекомендуется);
- сервис ISTIO.com (обратите внимание, здесь при проверке текста в разделе «Тошнота» показывается именно классическая тошнота, ее допустимые параметры такие же, как по Адвего);
- сервис text.ru (работает немного по другому принципу, здесь высчитывается процент заспамленности или та же тошнота в целом без деления на классическую и академическую, показатель не должен превышать 45-55%);
- бесплатная программа Текстус.Про для работы на ПК оффлайн, скачать можно по ссылке https://yadi.sk/d/b86Z4LzI68ZPrA (ЯндексДиск). Учтите, что в Textus Pro % тошноты также считается немного по-другому и не должен превышать 6%.
Проверка текстов и исправления
Не будем публиковать в данной статье выкладки, по каким формулам вычисляется процент тошноты (тем более, что на биржах данный процесс выполняется сервисами проверки текста в пару кликов). Просто рассмотрим на примере. Вот небольшой текст про смартфоны (три абзаца):
На что обратить внимание при выборе китайского смартфона
Производители из Поднебесной день ото дня удивляют нас все новыми копиями бюджетных мобильных аппаратов. Спрос на смартфоны китайского производства только увеличивается, и причиной тому приемлемое качество такой продукции при ее невысокой стоимости.
Чтобы выбрать китайский мобильный аппарат и не пожалеть потом о приобретении, необходимо обратить внимание на такие моменты, как: качество сборки, производительность, звучание, наличие инструкции, оригинальность упаковки.
Корпус смартфона необходимо проверить на скрипы, отсутствие щелей и зазоров, надежность пластика. Производительность проверяется простым включением объемных приложений – достаточно зайти, например, в фоторедактор, чтобы оценить скорость работы устройства. Также визуально можно проверить звук в разговоре, скорость отклика системы при работе в интернете и другие параметры. Лучше приобретать смартфон в салоне связи, чтобы успеть ознакомиться с ним до покупки и оформить гарантийный талон.
Идем на Адвего SEO, проверяем:
Как показывает SEO-анализ, классическая тошнота данного текста равна 2,0% (это норма); академическая – 8,7 % (это в принципе, тоже норма, особенно, для такого крошечного текста, но уже на грани, можно и поменьше).
Общее число слов – 128. Наиболее часто повторяющимися словами становятся «китайский» и «смартфон». Число повторений слова «китайский» — 3; «смартфон» — 4. Как видим, по этим словам «переспам», допустимая тошнотность статьи превышена. Значит, статью необходимо подправить, исключив эти слова или заменив на синонимы. Можно увеличить объем текста, дописав его уже без повторений «китайский» и «смартфон».
Опытные копирайтеры, оптимизаторы при составлении SEO-текстов придерживаются допустимых показателей тошнотности. Общее правило при этом – статьи должны быть написаны для людей, а не поисковых роботов, и интересно читаться. В таком случае и санкций со стороны поисковых систем удается избежать.