Многие относятся к любовным романам не слишком серьезно, и напрасно. Это целая индустрия, которая только в США в год оценивается в 1 млрд долларов. В России любовные романы регулярно входят в тройку самых популярных литературных жанров наряду с детективами и фэнтези, а тиражи романтических историй исчисляются многими сотнями тысяч. Как написать свой любовный роман, чтобы он был успешен и соответствовал лучшим канонам жанра?
Какими вообще бывают романы о любви? На какие виды делятся? Вот примеры:
Современный. Действие, соответственно, разворачивается в наших реалиях и в наши дни. «Офисный» роман. «Больничный». Встреча на конференции бухгалтеров. Любовь в маленьком городке. Провинциалка и столичный миллиардер. И так далее.
Исторический. Балы, кринолины, дуэли. Обычно герои «отправляются» в более-менее спокойный 19, реже – 18 век, причем в наших реалиях это тоже работает. Серьезный минус: придется провести какие-никакие исторические исследования пусть даже на самом поверхностном уровне.
Сверхъестественный. Один из героев оборотень или вампир, наделен необычайными способностями (само собой, вспоминаются «Сумерки»). Героиня может, например, оказаться ведьмой (серия «Открытие ведьм»). Интересный поджанр – готический любовный роман с мрачными замками и привидениями.
Романтика в стиле фэнтэзи/фантастики. Действие разворачивается в придуманной вселенной, где царит магия либо в далеком будущем с космическими кораблями и бластерами. Минус – опять же, придется придумать мир и вселенную, пусть даже на поверхностном уровне. В российском сегменте тут вне конкуренции Елена Звездная.
Романтика и детектив в одном флаконе. Героиня волею судеб встревает в детективное расследование либо даже им занимается, при этом находит любовь своей жизни. Типичная представительница этого поджанра – Татьяна Устинова, например.
Романтика и попаданчество. Отечественная мода на «попаданчество» не миновала и женские романы. В этом случае героиня не живет изначально, а попадает в параллельный мир/фэнтезийную вселенную/будущее/прошлое, где с успехом налаживает личную жизнь.
Сюжеты любовных романов, проверенные временем
Как и любое другое произведение, любовный роман нуждается в конфликте. Здесь есть свои сюжеты, проверенные временем:
- сначала враждовали, потом влюбились;
- старые друзья (знакомы со школы, с института, с детского сада), долго дружили, потом влюбились;
- герои уже встречались когда-то, но были вынуждены расстаться, судьба предоставляет им второй шанс;
- женитьба по расчету (фиктивный брак), который перерастает в настоящую любовь;
- герои вынуждены работать или проживать вместе ввиду обстоятельств, и сначала это им не нравится, а потом очень нравится;
- герой плейбой, но героине удается завоевать его ледяное (а на деле усталое и страдающее) сердце;
- запретная любовь – героев разделяют расовые, сословные, классовые и любые иные предрассудки, против их любви выступают родственники и т.д.;
- любовный треугольник;
- несходство характеров – героиня восторженная идеалистка, герой прожженный циник;
- герой/героиня внезапно оказываются наследниками многомиллиардного состояния, владельцами тайного знания, Избранными.
Очень важна первая встреча героев: главное сделать ее максимально насыщенной и запоминающейся. Героиня опрокинула на героя горячий суп! Она нагрубила ему, не зная, что он Гендир фирмы, куда она собирается устраиваться на работу (но он все равно восхитился ее дерзостью). Герой спас ее от безработицы, нашествия муравьев, прилипчивого ухажера. Сцена знакомства не всегда обязательна, но желательна: она позволяет сблизиться с персонажами и задает тон книге.
Структура и особенности любовного романа
В самом простом случае структура любовного романа выглядит так: запоминающаяся первая встреча, потом у героев завязываются отношения, случается нечто, и они разлучаются, далее после преодоления всех преград наступает воссоединение. При этом счастливый конец обязателен, иначе получится не романтика, а драма или даже трагедия, это уже совсем иной жанр.
Определитесь, будете ли вы писать от первого лица или от третьего. Я рекомендую от третьего. Романы от первого лица в большинстве случаев не просто трудно писать, но и еще читать, и, вдобавок, это ограничивает писателя одним персонажем (от лица которого ведется повествование). Если же вы пишете от третьего лица, это дает вам возможность легко переключаться между разными персонажами (героем и героиней, например), писать с точки зрения «всеведущего автора» и даже подключать к повествованию второстепенных персонажей.
Любовные романы все же в первую очередь «легкое» чтение, потому желательно избегать описаний совсем уж приземленных бытовых проблем, серьезных и нездоровых пристрастий, трагедий.
Не стоит перебарщивать с чувственными сценами. Тем более, если вы понимаете, что не слишком сильны в этом. Лучше ограничиться игривыми намеками, чем писать ерунду вроде «Ее раскаленные губы прижались к его трепещущей груди». Которую потом разнесут по всему интернету:)
Как описывать персонажей любовного романа?
Как ни банально, они должны быть привлекательными не только внешне, но и внутри. Пусть они будут милыми и положительными, но не лишенными слабостей. Придумайте им интересные черты и хобби. Например, герой, хоть и суровый бизнесмен, интересуется экологией и на досуге спасает птиц. А с виду легкомысленная героиня всерьез увлекается астрономией.
Не перебарщивайте. Есть разница между наглостью и язвительностью, например, а равно между мужской брутальностью и хамством в отношении женщин. И уж точно не стоит лепить из героинь Мэри-Сью – всезнающих и всемогущих alter ego авторок, к ногам которых парни валятся штабелями. Герои должны бороться и преодолевать, если им все изначально дается без усилий – это неинтересно.
Главное – чтобы между персонажами было притяжение, не только физическое, но и эмоциональное, «химия». Если вам удастся передать это в любовном романе, то он обязательно будет пользоваться популярностью.