Компьютерные игры давно перестали быть развлечением для детей и узкой прослойки гиков. Ими увлекаются повсюду, награды за победу в турнирах по популярным киберспортивным дисциплинам исчисляются миллионами долларов, а объем мировой индустрии видеоигр недавно давно перепрыгнул планку в 100 миллиардов долларов.
Литература же, как известно, является отражением действительности, слепком времени, в котором жили и писали авторы. Поэтому с развитием игр (в особенности MMORPG) литературная среда столкнулась с новым явлением – LitRPG. Или же ролевая компьютерная игра, только не на вашей «плойке» или ПК, а на бумаге. Причем следует оговориться, что чаще всего романы жанра LitRPG посвящены не одиночным РПГ, а многопользовательским онлайн-РПГ (MMORPG).
Как появился жанр LitRPG?
Несмотря на наличие легендарных Ultima Online и EverQuest, пиком популярности подобных проектов всe же привычнее считать выход World of Warcraft, о которой слышали даже люди, далекие от гейминга. Так что рассвет популярности MMORPG (о будущих версиях которых и пишется в рассматриваемых книгах) пришелся на конец 2000-х. Именно в этот промежуток времени и зародился жанр.
В русском сегменте «первым звоночком» стал Дэм Михайлов с романом «Господство клана неспящих» в 2013 году. Книга публиковалась в интернет-журнале «Самиздат», откуда быстро отправилась в печать. Другие авторы начали осваивать эту целину и выпустили произведения в новом для себя направлении. Достаточно вспомнить Дмитрия Руса с его серией «Играть, чтобы жить». А следом ЭКСМО заявили о создании литературной серии «LitRPG», под знаком которой и публиковались последующие произведения. Специфическая обложка с элементами интерфейса «Diablo» — в комплекте.
По мнению других, «первооткрывателями» стали «Лабиринт отражений» за авторством Лукьяненко и «Мир кристалла» Степана Вартанов. А это, на минуточку, середина и конец 1990-х!
Естественно, эти серии отличались от нынешних и имели в основе другие первоисточники – полноценного распространения MMORPG на тот момент не получили в силу технических ограничений. Стабильный и высокоскоростной Интернет на тот момент был далеко не у каждого.
Спорят и о стране, где впервые появились книги подобной направленности. Как раз-таки в пик популярности «ММО-шек» на свет появилась серия «Легендарный Лунный Скульптор» (автор Nam Hee Sung). Лайт-новелла, насчитывающая 54 тома, обрела популярности как в Корее, так и за рубежом. Произведение переводится на несколько языков, в том числе и русский, и пока не завершено.
Другой автор, который обрeл популярность — Кавахара Реки. Серия ранобэ «Sword Art Online» его авторства обрела бешенную популярность на родине: в Японии вышло 4 сезона аниме, 15 игр и 19 томов манги. Работа над первоисточником начата в 2009 году.
Эти произведения внесли весомый вклад в формирование привычного облика жанра и вдохновили других авторов, что в итоге привело к росту популярности этого направления литературы.
Отличительные особенности LitRPG
Как и другие литературные стили, LitRPG имеет свои штампы. Все они напрямую перетекли из компьютерных игр или являются попытками представить, какими они в недалeком будущем:
Логи, лут и классовость
Пожалуй, это главные «визуальные» отличия LitRPG.
Логи – это системные сообщения, которые получают персонажи во время путешествия. Повышение уровня или навыка, взятие задания, открытие сундука и даже диалог с другим игроком – всe это часто дублируется строчкой текста, которую видит как протагонист, так и читатель.
Некоторые авторы «слегка» перебарщивают с подобными сообщениями, возможно, с целью увеличить объeм текста. В результате получается помесь номенклатуры и журнала путешественника-канцеляриста, а половину книги приходится листать страницы, чтобы пропустить сухой текст интерфейса.
Рука об руку с логами идeт лут (от. англ. loot) – предметы, выпадающие из поверженных противников или получаемые в качестве награды за выполненные задания. Оружие, доспехи, зелья, уникальные тома заклинаний, Черпаки Судьбы, Инструкции по укрощению подвальных крыс и прочее-прочее-прочее. Тут всe ограничено фантазией автора.
«Огранкой» стройной системы становятся классы. Как известно, в RPG способности зависят от класса (профессии): жрецы лечат союзников, воины держат оборону, разбойники наносят подлые удары в спины, а лучники поливают врагов тоннами стрел. «Хорошим тоном» становится получение главным героем уникального класса, которые на первый взгляд бесполезен и ущербен, но именно в его руках становится неогранeнным алмазом.
Прокачка и локации
«Огранка» алмаза (персонажа) стала еще одной составляющей подобных книг. Если предыдущие особенности можно отнести к костылям, через которые автор старается показать прогресс и развитие, прокачка является их основным мотивом и играет важную роль в 99% событий книг.
Прокачка персонажа, четырех кошек, гильдии, города, группы и клана. Как говорится, качаться может даже булыжник – тут проблема в мотивации. Хотя попадались произведения, в которых действующими лицами выступали и чужие, и арахниды, и даже тифоны (те, что из Prey).
Локации, на которых происходит это таинство, тоже занимают не последнее место в сюжете. Так как мир виртуальный, законы логики, физики и климатологии на него не действуют. В результате рядом с заснеженными горами легко соседствуют пустыни, хвойные и тропические леса гнездятся рядом, а каждая пещера по площади не уступает московской подземке.
Виртуальный мир, NPC и задания
Виртуальным мир стал не просто так. Жанр не обрел бы популярность, если бы описывал обычные будни геймеров – пробуждение, чистка зубов и восьмичасовое кликанье мышкой, которое изредка прерывалось бы на перекус и туалет.
События книг часто происходят в недалеком будущем. Изобретены капсулы (шлем, костюмы, импланты – подчеркните нужное) полного погружения, которые позволяют круглыми сутками сидеть в виртуальных мирах, не отвлекаясь на низменные потребности.
Проработанность таких миров не уступает миру реальному, а сами они существуют благодаря искусственному интеллекту, который и обеспечивает их работу, поддерживая симуляцию. ИИ отыгрывает роль каждого неигрового персонажа, выдает через них задания, следит за выполнением, на ходу реагируя на неожиданные решения, и выдает награды.
Причины популярности LitRPG
И ведь вышеперечисленное направлено на упрощение произведения: мотивы персонажей, место и время действия, поступки окружающих персонажей и создание трудностей и неожиданных поворотов. Так почему же жанр стал столь популярен?
В это легко поверить
Плохо это или хорошо, но если человеку приглянулось подобное произведение, его сознание будет выдавать поблажки любым логическим нестыковкам, удачным совпадениям и откровенную бреду.
Почему союзники прибыли так вовремя? Почему никто не обратил внимание на убийство в центре города? Как убийство короля не погрузило королевство в пучину гражданской войны? Откуда у этого вампира шампур в качестве оружия, если они пьют только кровь?
Ответ один — это игра! Протагонист подоспел вовремя, поскольку сработал «триггер» задания, у убийцы был развит навык скрытности, место умершего короля мгновенно занял сын, а вампир… Вампиру выдали шампур в качестве пасхалки. Читатель либо свыкается с реалиями игровых миров (как в реальности геймеры свыкаются с багами и недоработками), либо прекращает читать произведение.
Это легко прочитать
А читать такие произведения действительно просто. Текст не пресыщен эпитетами, метафорами, сложными словесными конструкциями и другими средствами выразительности.
Мотивы героев прописаны в описании заданий. Отношение к ним выражаются в строчках о повышении и понижении репутации. «Чеховские ружья» в буквальном смысле подписаны в интерфейсе: задания, репутация, скрытые окна.
Не стоит забывать и об аудитории подобной литературы. Возраст авторов редко переваливает за пятьдесят, а целевая аудитория подобных книг – люди, не понаслышке знакомые с виртуальными вселенными, возраст которых также редко превышает пятьдесят лет.
Об этом приятно помечтать
Когда MMORPG только начинали развитие, была надежда, что вот – несколько лет и геймплей, и проработанность сценария достигнут невиданных высот, а каждый получит незабываемый и уникальный игровой опыт.
Сейчас же все понимают, что «уникальный» игровой опыт заключается в количестве времени, за которое прокачиваешь персонажа до условного восьмидесятого уровня, а сюжет закручен вокруг Избранного. Трудно в это поверить, когда вокруг тысячи таких же «избранных» — от «разбойников» до «паладинов».
LitRPG же позволяет окунуться в атмосферу тех самых RPG, которых так не хватает геймерам. Уникальные истории, привычные «каноны» и ситуации, знакомая радость получения редкого предмета или нового уровня. Такие произведения стали попыткой хоть как-то реализовать несбывшиеся мечты игроков о тех самых проектах.
Вариации жанра и поджанры LitRPG
Постепенно у LitRPG появились поджанры, которые объединяет одно – наличие интерфейса («Системы») в распоряжении главного героя.
Мир живет по правилам RPG
В этом случае место действия – мир, который подчиняется условно-игровым законам. У каждого жителя с рождения есть уровень, лист способностей, уровень магии и жизни выражается в числах, а протагонист рождается в этом мире и также подчиняется этим правилам.
Виртуальная реальность оживает
Изначально виртуальная реальность постепенно обретает черты и непредсказуемость настоящего мира и перестает подчиняться разработчикам – неигровые персонажи получают самосознание, сюжетные задания «сходят» с привычных рельс повествования. Часто в таком случае реальные люди оказываются заложниками и не могут вырваться в реальный мир, иногда становясь врагами «коренных» жителей.
Весь мир превращается в RPG
В этом случае обычный мир, возможно, с поправкой на недалeкое будущее, по причине высших сил превращается в игру и все (даже знакомая кассирша главного героя) получают Систему (становятся персонажами РПГ), а привычные социальные статусы и конструкты перестают иметь значение. Иногда для полного счастья происходит нашествие зомби. Закономерным исходом становится апокалипсис, в котором и предстоит выживать протагонисту, попутно решая моральные дилеммы и занимаясь вопросами выживания.
Персонаж становится героем РПГ, будучи обычным человеком
Внезапно главный герой просыпается и видит перед собой россыпь системных сообщений. Справившись с первым шоком, он начинает осваивать новые возможности, возможно, сталкиваясь с изнанкой привычного мира и понимая, что жизнь вокруг него полна волшебства и опасностей.
Попаданец в РПГ
В данном случае главного героя призывают с помощью магии, либо он реинкарнирует. И так, и так в его руках оказывается Система, которая позволяет с комфортом устроится на новом месте или «превозмогать». Этот поджанр представляет собой сплав ЛитРПГ и не менее популярного «попаданчества». Дешево и сердито!
Заключение
То, что жанр LitRPG появился на свет и обрел популярность – стечение обстоятельств. Несколько специфических на тот момент книг вовремя «выстрелило», геймеры получили новую надежду и возможность погрузиться в свои грезы, а развитие первоисточника в лице MMORPG при этом застопорилось, создав информационный вакуум.
Появись эти книги несколькими годами раньше – они не нашли бы понимающего читателя, которому это было бы интересно. Годами позже – база игроков MMORPG просто не смогла бы оказать достаточно внимание на литературную среду, либо же технологии развились, а нужда в этом отпала, и произведения так и остались бы нишевыми середнячками.
Но случилось то, что случилось. Неизвестно, сколько еще книг будет выпущено до момента спада популярности этого направления, но трудно оспорить тот факт, что LitRPG останется в рядах мировой литературы если не наравне, то хотя бы на ступеньку ниже киберпанка.