Рекомендации по выбору офиса

Аренда офиса для начинающего или уже солидного бизнесмена – дело хоть и хлопотное, но необходимое. Какими же критериями руководствоваться при аренде офиса, что следует учесть и на чем можно сэкономить?

Градации комфорта и престижа

Все подходящие под офисы нежилые помещения делятся на классы:

  1. Класс А.Это офисы, расположенные в престижных новых деловых центрах, построенных не позже 1999 г. Отличаются удобной планировкой, качественной отделкой, высокими потолками, оснащены системами климат-контроля и пожарной безопасности. Из других удобств – круглосуточная охрана, парковка (чаще всего – подземная), развитая инфраструктура (банкоматы, кафетерии и т.п.), близость к метро. Обычно офисы класса А арендуют крупные корпорации либо топ-менджеры ведущих компаний.

Следует учитывать, что деловые центры относительно быстро (за 10-15 лет) устаревают. Большинство центров, построенных в 90-е, уже не отвечают современным требованиям, и оттого автоматически перемещаются в следующий класс – В.

  1. Офисы класса В или «представительские» – самые востребованные, поскольку почти не уступают по удобству офисам А класса, но обойдутся куда дешевле. Обычно располагаются в «старых» деловых центрах или в отреставрированных особняках. Из удобств – кондиционеры, охрана и парковка, правда, чаще всего, наземная. Офисы данного класса обычно арендуют крупные издательства, отделения банков, компании, уже блеснувшие на рынке, но еще не достигшие уровня транснациональных корпораций.

Помещения класса С располагаются в бывших советских НИИ, гостиницах, на заводах, фабриках и в домах, переведенных в нежилой фонд. Чаще всего находятся в спальных районах. Охрана отсутствует, но имеется парковка, в здании может находиться кафетерий или столовая. Устанавливать кондиционеры и производить косметический ремонт арендатору придется за свой счет. Помещения класса С подойдут для call-центров.

  1. Помещения класса С располагаются в бывших советских НИИ, гостиницах, на заводах, фабриках и в домах, переведенных в нежилой фонд. Чаще всего находятся в спальных районах. Охрана отсутствует, но имеется парковка, в здании может находиться кафетерий или столовая. Устанавливать кондиционеры и производить косметический ремонт арендатору придется за свой счет. Помещения класса С подойдут для call-центров.
  1. Офисы класса Dрасполагаются на первых этажах жилых зданий либо в переоборудованных подвалах и полуподвалах. Самый бюджетный вариант, но при наличии отдельного входа и мест для парковки поблизости – не самый худший для маленьких фирм, еще не сделавших себе впечатляющее имя. Из явных минусов – пожароопасные деревянные перекрытия, отсутствие кондиционеров, устаревшие коммуникации.

Данная градация является неофициальной, но принята у риэлтеров и поможет будущему арендатору принять безошибочное решение.

Самые важные мелочи

Первое, на что следует обратить внимание, тем более, если офис ищется самостоятельно, а не через агентство – стоимость аренды за 1 кв. м. Нередко не слишком щепетильные арендодатели указывают в объявлениях базовые расценки, то есть расценки без учета НДС и стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг. В результате реальная цена может оказаться вдвое выше заявленной. Поэтому, прежде чем ехать осматривать офис, прельстившись заманчивой ценой, следует уточнить у арендодателя, что именно входит в стоимость аренды.

О чем еще необходимо поразмышлять будущему арендатору:

  1. Площадь помещения. На сотрудника должно приходиться не менее 5 кв. м., на руководителей и секретарей – не менее 12-15 кв.м. с учетом того, что они часто принимают посетителей. Следует определиться, требуются ли отдельные кабинеты руководству, бухгалтерам, IT-специалистам и т.д. Будут необходимы и вспомогательные помещения: санузлы, кухня, серверная, переговорные, комната охраны.
  1. Наличие или, напротив, отсутствие парковок и наличие (отсутствие) поблизости остановок общественного транспорта, дорожных развязок, метро. Это фактор первостепенной важности для владельцев бизнесов, завязанных на высокой посещаемости офиса – например, турагентств или косметических салонов.
  1. Офисы на 2-м, 3-м и последующих этажах обойдутся гораздо дешевле, чем такие же на 1-ом. Но в здании обязательно должен работать лифт, иначе, в конце концов, даже самые лояльные клиенты и преданные сотрудники откажутся карабкаться по  нужный этаж по крутым лестницам.
  1. Следует на месте проверить качество Интернета, сотовой и телефонной связи и определиться, сколько стационарных телефонов будет в офисе.

Будущему арендатору придется задуматься и о дополнительных расходах, которые зависят от класса здания и того, насколько владелец заботился о своей собственности. Может возникнуть необходимость в полной замене (или установке) систем вентиляции и кондиционеров и монтаже локальной электрической сети. Также, среди прочего, наверняка придется приобрести модульные офисные перегородки и жалюзи.

Как сэкономить?

У пока еще не искушенных «зеленых» предпринимателей на счету каждая копейка. Что  предпринять, чтобы сэкономить на арендной плате, но при этом выглядеть достойно перед сотрудниками, клиентами и потенциальными партнерами:

  1. Почасовая аренда офиса, переговорной или конференц-зала.Данный метод давно с успехом практикуется в Америке и Европе. В Москве эта услуга обойдется в 300-700 руб. за 1 ч. (в зависимости от близости к центру и метро).
  1. Аренда под офис обычной жилой квартиры–  выход для владельцев маленьких фирм. Из плюсов – солидная экономия непосредственно на арендной плате и на коммунальных платежах. Из минусов – офис на дому едва ли произведет впечатление на солидных клиентов, невозможно заниматься производством, могут подвернуться скандальные соседи. На квартиру, не находящуюся в собственности (арендованную), нельзя зарегистрировать юридический адрес.
  1. Есть другой вариант – небольшой офис снимается исключительно для руководства, прочие сотрудники трудятся удаленно.
  1. А можно воспользоваться услугами центров коворкинга(coworking – совместная работа). Коворкинги позволяют за умеренную плату почасово или на длительный срок арендовать рабочее место (места) или мини-офис, оборудованные всем необходимым: мебелью, компьютерами, принтерами, копировальными машинами, сканерами, высокоскоростным Интернетом, связью. Во многих коворкингах имеются маленькие кухни, зоны отдыха, автоматы со снеками и даже душевые кабинки. Коворкинги работают во многих городах РФ: Москве, Санкт-Петербурге,  Омске, Тольятти, Самаре, Волгограде, Краснодаре.

Хороший комфортабельный офис, выбранный со знанием дела – залог трудолюбия сотрудников, счастья клиентов и процветания любого бизнеса.

error: Content is protected !!